Свадебный фотограф Артур: «Да не стану я снимать людей на паспорт!»

С увлекательным рассказом о приёмах раскрепощения молодожёнов и о психологии фотографирования в Свою Кофейню приехал Артур. Попивая вкусный кофе, он поведал, что следует учитывать при съёмке свадебных торжеств, о том, чем же хороша пасмурная погода и почему менее качественные фотографии намного лучше безупречных картинок. Артур также прокомментировал новинки фототехники и выявил различия в подходе мужчин и женщин к процессу съёмки. Повествование о том, как он стал свадебным фотографом, наш герой начал с романтической истории….

Артур: -Конечно, я начинал не сразу со съёмки свадебных торжеств. Я раньше просто «фоткал» свою будущую жену. Да и вообще, я в эту сферу пришёл, если быть откровенным, далеко не из-за сильной любви к фотографированию. Я получил специальность по компьютерной графике и планировал далее работать дизайнером. Может я, конечно, после университета устроился не в ту контору, но меня стало напрягать, что я просто сижу в офисе и делаю далеко не ту работу, которой планировал заниматься. К тому же мне не хватало времени на занятие музыкой. Хотя ею я не планировал зарабатывать: там была совсем другая философия. Дело в том, что мой отец – свадебный фотограф. И я подумал: «А почему бы и нет?» Та же работа дизайнером, только в другой сфере. Я рассуждал сначала: просто ходишь с фотоаппаратом да снимаешь свадьбы… А оказалось всё намного сложнее. И прошло года три, за которые я прилично отснимал. При этом я пробовал различные виды съёмок, пробовал фейшн. Ну это из-за моей жены. Она у меня, слава богу, любит «фоткаться». Для неё — что ни фотосессия, то праздник. Я говорю ей: «Сегодня я тебя фотографирую», — а она уже радуется, что полдня будет облачаться в новую одежду, примерять какой-то образ, делать макияж. Мы вместе росли в профессиональном плане. И теперь она очень любит выступать в качестве фотомодели, её иногда приглашают в различные фотопроекты, а я уже на ней тренируюсь. Вижу, например, как свет падает классно, по-новому, при том что окружающие стены одни и те же, и сразу же беру фотоаппарат. Сегодня жена и фотоаппарат всегда рядом. Почему я выбрал именно свадебную фотографию? Направлений в фотографии очень много, это food фотография, детская съёмка, интерьерная, выпускные, семейная, fashion. В общем всего не перечесть. Но я остановился на свадебной фотографии, потому что именно здесь многие тематики пересекаются.

БрендДёни: -Точно! Свадьба вмещает в себя и съёмку еды, и детей, и ню-фотографии!

Артур: -И меня стало привлекать, что здесь идёт сильное развитие. Если, например, ты силён в фотографировании людей, а в предметной съёмке не очень, то нужно сходить на мастер-класс к профессионалу, который научит красиво создавать декор. Ведь в свадебное оформление вложены деньги. И его необходимо технически грамотно снять, соблюдая законы композиции. Нужно показывать, за что клиент платит. Люди постоянно разные и я от них получаю различную энергию. Шесть лет назад я бы и не подумал, что буду получать такое удовольствие от фотографирования.

БрендДёни: -«Лежало на столе большое яйцо. К нему подползла змея, прогрызла скорлупу, высосала содержимое и уползла. Осталась пустая оболочка». Именно такая история прозвучала в одном из выпусков телепередачи «Что? Где? Когда?». Такие образы олицетворяли фотографию. Знатоки не смогли ответить на вопрос, что же скрывает столь загадочное описание. Как для тебя такое сравнение?

Артур: -Возможно, это говорит о том, что фотограф забирает энергию людей. Одновременно отмечу, что это — достаточно спорное утверждение, но поразмышлять над этим непременно стоит. Фотографа условно можно назвать вампиром, потому как он пропускает картинку через своё восприятие. Он высасывает всё лишнее из кадра, чтобы получить высокодушевное изображение. Это уже зависит от психологического портрета самого фотографа. Кто-то и слова не скажет, но какой-нибудь экстраверт будет незаметно фотографировать…..

БрендДёни: -Из-за угла кривым фотоаппаратом?

Артур: ….-Такой, кстати, было бы неплохо приобрести. А вот есть и фотографы, которые специально пристанут к молодожёнам, будут высасывать из них энергию, чтобы они в конце концов сняли маску с себя, и получилась «естественная» эмоция. Потому что есть такое психологическое явление: как только объектив поднимается на человека, он сразу одевает на себя маску. И фотограф заинтересован найти такой момент, где этой маски нет. Существуют разные психологические приёмы, как маску снять. Кто-то делает это путём интенсивного общения – “высасывания энергии”, а кто-то использует более тихие приёмчики.

БрендДёни: -Расскажи, а какие приёмчики используешь ты?

Артур: -Это достаточно узконаправленная фотографическая тема. Тут уже идёт разделение на репортаж и на постановку. Для некоторых мастеров трудно совмещать обе вещи, но у меня они отлично совмещаются. Репортажная постановка или постановочный репортаж, это такая специфика, когда приходится выжидать. Я больше использую репортаж. Но если ситуация без меня не развивается, я беру её в свои руки, то есть я провоцирую какой-то момент. На первом месте для меня – исключительный репортаж. Это круче в тысячу раз, нежели просто говорить людям стать так или эдак да развлекать их, чтобы словить какую-то эмоцию. Я лучше подстрою ситуацию и получу естественные эмоции.

БрендДёни: -Ты, прям, хранитель мгновений! Какой техникой пользуешься?

Артур: -«Canon 5d mark II» на два объектива 24-70мм с диафрагмой 2,8L и 85мм на 1,2L. Чаще пользуюсь первым объективом: интереснее снимать шире. Сейчас, кстати, наступает эпоха незеркальных аппаратов. И очень крутые линейки начали делать Sony и Fujifilm. Качеством они ничуть не уступают зеркальным, а где-то даже и превосходят их. Новая техника сама проводит анализ картинки, к тому же вес аппарата намного меньше, плюс камеры имеют расширение “full frame”, что намного шире, чем в зеркальных. Конечно, и «Canon» не стоит на месте. Недавно выпустил «Марк четвёртый» с очень крутыми примочками. Но «беззеркалка» намного мобильнее.

-БрендДёни: -Насколько легко научиться качественно снимать? Достаточно ли просто купить дорогой фотоаппарат?

Артур: -Очень хороший вопрос. Я расскажу своё видение этого. Хорошие фотоаппараты обеспечивают высокое качество картинки. В это понятие входят и отличная резкость, и наличие стабилизаторов, если руки дрожат. И в таких кадрах нет ничего, кроме качества. Классная фотография появляется тогда, когда ты сделал качественный кадр и видишь, что он недостаточно хорош. Здесь ты начинаешь понимать, насколько выложился, чтобы сделать действительно классный кадр, и насколько в нём видна твоя индивидуальность. Этот путь непростой. Безусловно, люди рождаются с разными задатками, но над получением классных снимков необходимо упорно работать. С другой стороны, важно и не перезаниматься. Если ты пересмотришь кучу уроков и мастер-классов, то тебе будет сложно вырваться из рамок, что они зададут. Вообще, на любые мастер-классы достаточно сходить несколько раз на начальном этапе, потому что там ведущие мастера рассказывают о своей модели восприятия. Но у тебя же должны формироваться собственные модель и индивидуальное видение.

БрендДёни: -И что же способствует формированию собственной модели?

Артур: -Этому хорошо способствует просмотр в день 70-80 первоклассных фотографий. И чем старше они, тем лучше. Потому что современные фотографии являются результатом переработанных идей более старых картинок. Изучайте древнюю живопись, классиков чёрно-белой фотографии и документалистики. Это очень хорошо развивает. По крайней мере, у меня так происходило. А сегодня я вижу много качественных фотографий, которые лишены чего-то классного. Картинки прекрасно «отфотошоплены», к ним невозможно придраться, но на них и не на что смотреть. В них нет изюминки, отсутствует недосказанность. Я вовсе не говорю, что нужно переходить на старые технологии и, частности, на плёнку. Но в фотографии должна быть атмосфера, присутствовать недосказанность, кадр должен быть немножко плох. Ты смотришь на такую фотку и думаешь: «Что-то тут не простое», и возникает двоякое ощущение. Фотография тем и хороша, что она нехороша….

БрендДёни: -То есть ты предлагаешь молодожёнам небезупречные фотографии?

Артур: -Сейчас невесты приходят просто за красивым портретом. Они не понимают, что лет через 15 он ей будет не интересен, если на протяжении всего альбома на его страницах окажутся лишь фотографии её одной, или с женихом, или поочерёдно. Спустя года им будет интересно посмотреть, как вела себя на банкете бабушка, которой может уже нет в живых, чем занимались дети гостей, которые уже выросли. И здесь задача грамотно снять исторический момент да объяснить клиентам, что именно такая фотография будет цениться выше, чем если они будут вдвоём стоять под ёлочкой и целоваться. Хотя и без таких кадров обойтись нельзя. Поэтому я предлагаю снимки и безупречные и с изюминкой.

БрендДёни: -И действительно: главное не посуда, а что в ней. А какие-нибудь нелепые или пикантные ситуации на свадьбах удавалось запечатлевать?

Артур: -Такие ситуации обычно бывают на начальном этапе карьеры, когда свадьбы недорогие и немножко специфический контингент собирается. У меня как-то попалась очень эмоциональная невеста, которая ревела на протяжении всей свадьбы. Сейчас же я бы с радостью поснимал её. Но тогда мне было очень сложно. Невеста эта выгнала со свадьбы ведущего, который очень ужасно вёл программу. Он мучал голодных гостей примитивным конкурсом полтора часа. Невеста выгнала его, не заплатив ничего, у неё слетела фата, жених её долго успокаивал…. Ещё был интересный случай. На начальном этапе я ходил с отцом снимать свадьбы. К нему приходят худенькие модели, которых можно как угодно крутить и нагибать. И я привык работать с позировкой определённым образом. Но вот на мою первую свадьбу пришли два «шарика»: кругленькие упитанные люди, которые буквально не умещались в объектив. Это были персоны, которые не любили фотографироваться, а последний раз одевали костюм и платье только на школьный выпускной. Пальцы жениха были в каком-то не отмываемом мазуте. Я был очень сильно озадачен. Слава богу, в ЗАГСе оказался мой отец, который фотографировал в то же время другую свадьбу. Он и сам недоумевал, что с такими делать. В итоге он мне просто дал совет: «Не мучай их, пусть сядут ну лавочке и пьют шампанское, а ты развлекай гостей». Это была для меня очень хорошая рекомендация.

БрендДёни: -Что ты делаешь, если в назначенный день свадьбы идёт проливной непрекращающийся дождь? Дождевик одеваешь?

Артур: -Я наоборот объясняю молодожёнам, что в дождь получаются такие кадры, которых в другую погоду просто не бывает. Но это уже от невесты зависит: некоторые не хотят, некоторые мёрзнут. Тут нельзя настаивать. Мы просто обговариваем страховочные места съёмок. Но я очень счастлив, когда невеста соглашается сниматься под дождём. А если она не хочет, то я всё равно делаю кадры где-то из-за машины, потому что капли дают свои блики и формируют особое настроение. Тут главное технику не залить.

БрендДёни: -А ты страхуешь свои камеры?

Артур: -Тут надо один раз «залететь», чтобы потом страховать. Существует закон подлости: пока не начнёшь делать, оно будет случаться, а как только начнёшь делать, случаться перестанет. Я много раз слышал от многих, и от отца в том числе, что надо делать резервные копии снимков. И первым делом после съёмок обязательно нужно создавать резерв. Я такого не делал. Думал: «Ну что случится с компьютером? Он тысячу лет работал и ещё тысячу лет будет работать!» Тем более когда свадебная съёмка проходит день за днём, а надо успеть сходить в душ и поспать. Ещё 5000 фотографий будут копироваться целый час, так что о резервной копии нет времени даже думать! Так вот, в один из таких дней у меня сломался винчестер, на котором находились уже готовые фотографии, не успевшие дойти до заказчика, а также необработанные… Мой отец сказал, если я не восстановлю фотографии, то мне нужно будет уехать в другой город и сменить фамилию, иначе с такой репутацией я не смогу больше снимать свадьбы. Благо, всё сумели восстановить. С тех пор я каждый раз делаю резервную копию.

БрендДёни: -Сколько времени уходит на съёмку одной свадьбы и обработку фотографий?

Артур: -Раньше я относился к этому по-коммерчески. То есть я старался уговорить клиента на любой пакет услуг. Теперь я оставил только один такой пакет – свадьба на целый день, ну это во время «горячего сезона». Потому что я вижу историю всего свадебного дня, начиная сборами и заканчивая последними огоньками, когда все гости разошлись. Что касается обработки, я раньше загонялся по цвету: обрабатывал днями снимки и получал от этого удовольствие. И в лучшем случае обработка фотографий занимала две недели. В итоге я проделывал огромнейшую работу и находил свой цвет, а обработка ускорялась в миллионы раз. Теперь свадьбу я могу обработать за один день.

БрендДёни: -И на каком же цвете остановился?

-Артур: Мне раньше нравились плёночные цвета, и на начальном этапе своего развития я хотел получить именно их. Хотя мой отец не разделяет такого подхода. Он мне всегда советовал научиться делать по стандарту, т.е. максимально естественную обработку, а потом уже экспериментировать. Ведь свадебная серия должна готовиться в одном ключе. Это как фильм. Мне пришлось научиться классической обработке. Но вскоре для меня это стало немного скучным – я ничем не выделялся. И я стал применять базу знаний о цвете из университета. Я собрал фотографии, которые мне нравятся. В основном это были фотографии с фотоагентства “Магнум”, в котором публикуются работы первоклассных фотографов-документалистов. Затем я проанализировал их. Картинки имели цвета спокойные, не горящие. И вариативность их была очень высокая. То есть не просто красная плажка, а с оттенками бордового, коричневого, синего. Постепенно, я начал эти цвета видеть в окружающем мире. Просеяв отобранные картинки, я начал применять настройки в своих фотографиях. Это очень интересный процесс, которому я уделяю своё свободное время.

БрендДёни: — Гиви, на тебе тысячу долларов. Едь в Москву, купи мне всё цвета бордо: машину, костюм, ботинки, носки. Всё цвета бордо. Не купишь – зарежу.
Прошла неделя. Гиви купил. Вернулся.
— Купил всё цвета бордо?
— Купил.
— Обещал, что зарежу, если не бордо?
— Обещал. Тока ты мне скажи: бордо – это жёлтый, да?

…Кстати, а используешь ли ты штатив?

Артур: -Нет, я не использую штатив, потому как пока не нашёл область его применения в свой работе. Он мне даже может помешать. Отец мой, который фотографирует свадьбы ещё с плёночных времён, постоянно экспериментирует и иногда использует штатив. Он также закупил осветительные приборы, софт-боксы. Но у него уже совсем другой уровень осмысления. Иногда он хочет просто выйти ночью в город и поснимать движущиеся машины. Я же, наоборот, за простоту: взять один лёгкий фотоаппарат и ловить им кадры.

БрендДёни: -Наверное, у каждого фотографа есть свой стиль. Как ты можешь выделить себя?

Артур: -Мне сложно выделить что-то из своих техник, чего не делают остальные. Но я могу сказать, что мне нравится: снимать шире, ловить цвета более приглушённые, искать интересные сюжеты. Я стараюсь не вмешиваться, а находить естественное. Постепенно я выявил закономерность того как, отреагирует человек на определённую ситуацию. И когда ты понимаешь все эти психологические моменты, то тебе проще словить хороший кадр. Это также можно отнести к особенностям моей работы. Что касается законов композиции, то они уже ушли в подсознание, и я не думаю о них. Это также придаёт ловкости при съёмке. Я думаю, что фотографов можно ещё отличать по тому, как они наполняют эмоциями и светом свои работы. Есть мастера, которые снимают в рамках одного стиля. Но нужно быть очень смелым, чтобы себя позиционировать в каких-то границах: это куча оков и нельзя от них избавиться быстро. Есть например стиль FineArt – очень пастельные и мягкие тона, примитивные позы. Многие ассоциируют возникновение этого стиля с Джозе Виллой. Кто-то снимает исключительно геометрию. Это значит, что у фотографа сильна именно какая-то конкретная сторона. По крайней мере, я бы так и различал коллег. Мои же фотографии – это документалистика.

БрендДёни: -А как ты определяешь профессионализм в области фотографирования? По каким критериям растёт востребованность специалиста?

Артур: -Тему профессионализма можно трактовать по-разному. На мой взгляд, профессионал – это тот, кто уже заработал себе имя, имеет свой почерк. Люди идут к такому фотографу. Сейчас в сферу фотографирования свадеб приходит много девушек. У них несколько иная ситуация. В их работах есть своя специфическая изюминка, женский почерк всегда чувствуется, к тому же они здорово справляются с маркетинговыми делами. Они выкладывают довольно милые посты в социальных сетях, очень трепетно общаются с матерями, невестами, гостями. Мужчины себя так не ведут. Мне, например, даже сложно сделать милый пост, хоть я и понимаю, что это маркетинг, и я должен делать публикации. И в этом плане весьма сильно мне помогает жена и от моего имени она проводит размещение. У девушек маркетинг обычно на высоком уровне. У многих как правило очень много недорогих заказов и их также можно назвать профессионалами, так как к ним обращаются люди и платят деньги. Для меня важнее первый аспект – создать свой почерк. Можно за это не даже не брать денег, так как найти себя в профессии – очень важно для человека.

БрендДёни: -То есть: умело делаешь по-своему – можешь называть себя профессионалом?

Артур: -Именно так.

БрендДёни: -Артур, какая часть суток наиболее благоприятна для фотосъёмки свадеб?

Артур: -Раньше я особо любил пасмурную погоду. И при этом боялся очень ярких солнечных дней, так как в них присутствуют очень жёсткие тени. С этим надо уметь работать. Хотя, в пасмурную погоду нет объёма – при ней всё ровно. Когда умеешь находить объём и в пасмурные, и в ясные дни, то хочется работать постоянно. Когда солнечный луч падает прямо на траву, она немного выжигается, приобретается другой оттенок зелёного, который сложнее обработать. А вот когда после дождя солнечный луч слегка выглядывает из-за туч и падает на мокрую траву, получается очень интересный тон. Поэтому отвечу так: пасмурная погода хороша для цвета, солнечная – для света.

БрендДёни: -Какой твой любимый цвет?

Артур: -Особо не задумывался, но мне стал нравится серый цвет. Он в равной степени содержит и чёрный, и белый. Говорят, что люди, предпочитающие серый цвет, очень эмоциональны, но при этом не проявляют этого. Отчасти это на меня похоже, и даже мои родственники считают меня во многом не эмоциональным. Хотя, изредка и случаются ситуации, где я очень ярко реагирую.

БрендДёни: -Артур, а где ты черпаешь идеи для фотографий? Что тебя вдохновляет?

Артур: -Главный мой вдохновитель – музыка. Я могу закрыть глаза, послушать музыку и у меня будет вырисовываться очень много уникальных сюжетов, не все из которых, к сожалению, я сумею записать. И музыка при этом должна быть соответствующей. Вот послушать «Руки вверх» — какой там может быть сюжет? А если взять авангардный джаз, Эрика Трюффазе – там же музыка полна воображений. Я меломан с детства. Но если брать что-то вне музыки, то я смотрю работы с фотоагентства «Магнум». Я как-то просидел пол дня за этим занятием, после чего вышел на улицу и ахнул от того, что везде вижу кадры. Но много пересматривать – опасно. Пересмотришь – потеряешь себя. В будущем я полностью отойду от этого и буду по-другому относиться к фотографированию. Если в начале карьеры я брал пример со свадебных мастеров, то сейчас я понимаю, что этого вообще нельзя было делать. Все больше и больше времени пытаюсь уделить просмотру живописи, немых фильмов, посещению театра.

БрендДёни: -Как определить эту грань, когда уже пора?

Артур: -Это тяжело определить. Но где-то внутри должно появиться ощущение, что и без этого всего испытываешь вдохновение. Ты сам должен быть вдохновителем. И рано или поздно в жизни наступает такой момент.

БрендДёни: -А как же амбиции? Искусство ведь потеряет мастера?

Артур: -А мастер никуда и не уходит. Я параллельно занимаюсь преподаванием фотографирования. Для новичков, конечно, будет полезно изучение азов. Но всегда хочется самому наступать на грабли и не один раз. Вот есть пример, не связанный с фотографией. Мы с женой делали ремонт в квартире. Родители настаивали на своих советах. Но всё равно я сделал по-своему. Конечно, их советы оказались лучше. Но я рад, что сделал так, как хотел. Фотографирование – точно также. Ты должен сам понять, как это надо делать.

БрендДёни: -Чем фотография в паспорте отличается от красивой картинки с обложки?

Артур: -Да много чем. В паспорте нет эмоций, даже улыбки. Соотношение подбородка и лба на белом фоне – какая-то одноклеточная материя.

БрендДёни: -То есть ты бы не стал заниматься фотографированием на паспорт?

Артур: -Нет, конечно. Это не та область, где можно раскрывать свою индивидуальность. Но если бы пришлось, то я бы скорее начал просто общаться с клиентами и через общение обмениваться эмоциями. А пока люди не пришли, то можно послушать Майлса Девиса или сделать много полезных дел. Тут многое зависит от настроения.


Насколько полезна эта статья:

0 votes, 0 avg. rating

Поделиться:

BrendDeni

Что вы думаете об этой статье?